трихотомия контроля
Читаю сейчас книгу Уильяма Ирвина "Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века".
В своей книге, Уильям Ирвин превращает дихотомию контроля Эпиктета в трихотомию, так как считает, что человек не контролирует своих желаний в полной мере.
Я с ним не согласен.
Если обратиться к трудам Успенского П.Д., в частности "В поисках Чудесного", где он описывает свои встречи с Георгием Гурджиевым и описывает его учение и упражнения, то можно найти упражнения позволяющие такой контроль обрести. (Сейчас понимаю, что это была своего рода собственная философская школа Гурджиева).
Так вот, в системе Гурджиева человек без подготовки - это машина. Под этим словом он понимает, что многие действия, мысли и желания человека происходят бесконтрольно со стороны человека, словно их осуществляет машина/робот/станок.
Например, мы никак не контролируем возникающие мысли в нашей голове. Своего рода мыслемешалка работает там постоянно. Мысли самые разные в самые разные моменты могут сами возникать и исчезать в нашей голове. Гурджиев учил контролю над собственными мыслями, только обретя контроль над ними можно называть себя Человеком, а до этого - машина.
Я считаю стоицизм основной жизненной философии. Изучив и освоим стоические практики, став стоиком, будет интересно изучить и найти пересечения с Четвертым Путем Гурджиева, квантовой теорией Джо Диспенза и другими психологическими теориями. Кажется, что всё это об одном и том же и все было известно еще 2000 лет назад, во времена Эпиктета, Сенеки и Марк Аврелия...
Книгу можно купить на Озоне